Формы поддержки ТОС со стороны органов местного самоуправления могут находиться в фарватере следующих направлений[6]:
1. Повышение эффективности взаимного сотрудничества органов местного самоуправления с органами ТОС путем:
- разработки правовой базы, регламентирующей деятельность ТОС;
- организации деятельности Совета по ТОС при главе местного самоуправления;
- создания и организации работы рабочих групп по направлениям деятельности ТОС;
- проведения совместных мероприятий органов местного самоуправления и органов ТОС;
- проведения конкурсов на получение грантов для поддержки общественно полезных проектов органов ТОС;
- обучения представителей ТОС;
- организации встреч должностных лиц органов местного самоуправления с населением и представителями ТОС, организация личного приема граждан в микрорайонах ТОС;
- проведения тематических семинаров, круглых столов, конференций для представителей ТОС.
2. Развитие активности населения в деятельности ТОС путем:
- разработки и выполнения общегородских целевых программ, обсуждения проблем развития территорий на общих собраниях (сходах), конференциях, обобщения поступивших предложений и доведения их до разработчиков программ;
- содействия участию в публичных слушаниях;
- привлечения к участию в мероприятиях по обеспечению сохранности жилищного фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования;
- организации социально значимых работ;
- развития системы поддержки представителей ТОС: компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальное поощрение, награждение грамотами, благодарственными письмами и другие формы поддержки.
3. Укрепление взаимодействия между органами ТОС, НКО и малым/средним бизнесом посредством:
- оказания содействия в разработке и осуществлении совместных общественно полезных программ и инициатив;
- организации и проведения совместных мероприятий;
- обобщения и распространения положительного опыта работы органов ТОС.
4. Информационное обеспечение деятельности ТОС, осуществляемое в следующих формах:
- подготовка и издание брошюр, информационных бюллетеней, справочников по вопросам деятельности ТОС;
- выпуск информационных листков комитетов для населения;
- привлечение средств массовой информации к освещению опыта и результатов работы комитетов, практики взаимодействия комитетов с органами местного самоуправления, НКО, малым/средним бизнесом и населением.
Потенциал форм взаимодействия органов власти и ТОС не является до конца реализованным в муниципальных образованиях, поскольку большинство из этих форм получают косвенную оценку эффективности, которая превосходит меру их распространенности (см. диаграмму). Чаще всего в перечне наиболее эффективных форм фигурируют общественные советы. На втором месте (с отставанием от первой позиции почти на 20 п. п.) по частоте упоминания находится участие НКО в реализации муниципальных программ (без социального заказа) и участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях. На третьем месте располагаются следующие формы: предоставление муниципальных грантов, предоставление НКО имущественной поддержки от органов власти, получение НКО информации и методической помощи от органов власти.