shapka


qr code sdck

Уважаемые предприниматели!

Памятка подготовлена в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию о взаимодействии с контролирующими органами при проведении проверок. Надеемся, что она поможет вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, квалифицированно защитить свои права и соблюдать обязанности по исполнению требований действующего законодательства. 

Общие положения

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Цель такого контроля - выяснить, насколько деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствует требованиям законодательства. Основным нормативным правовым актом в сфере осуществления государственного или муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).

Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Виды проверок

1. Плановые проверки

Основание проведения- ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.

2. Внеплановые проверки

Основание Согласование с органами прокуратуры
Истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения. не требуется
Поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:  
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требуется
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требуется
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). не требуется
Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. не требуется

Сроки проверок

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Уведомление проверяемого о проверке

Плановая проверка - о проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка - о проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение - не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:

- в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение такого вреда;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

- если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Порядок организации проверки и оформления ее результатов

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.  По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При несогласии с актом проверки, выданным предписанием об устранении выявленных нарушений хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие контролирующий орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением документов).

  

Обязанности должностных лиц контролирующих органов

 - проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; 

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и копии документа о согласовании проведения проверки;

- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 

- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; 

- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ; 

- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка; 

- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

 Статьей 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре). 

В частности, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в:

 - проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

- нарушении сроков проведения проверки; 

- отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры; привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций; 

- проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; 

- непредставление акта о проведенной проверке. 

Повторное совершение такого административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке влечет наложение штрафа на должностных лиц либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.

В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться к руководителю Управления Роспотребнадзора (его заместителю) с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет три месяца, по дисквалификации – 1 год, после истечения которых привлечь виновное лицо будет невозможно.

Права проверяемого

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом; 

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- в случае несогласия с актом проверки в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений; 

- обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Также имеет право:

- на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Обязанности проверяемого

- юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

- обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;

-  вести журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля статьёй 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на должностных и (или) юридических лиц, в размере, установленном КоАП РФ.

Также указанные действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа на должностных и (или) юридических лиц, в размере, установленном КоАП РФ. Повторное совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и (или) должностных лиц или дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года.  

Примечание: Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.

Ограничения при проведении проверки

 Проверяющие не вправе:

 - проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

-  распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения проверки; 

- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. 

Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными

- отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой проверки; 

- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

- отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;

- нарушение срока уведомления о проведении проверки;

- привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; 

- нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; 

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

-  истребование документов, не относящихся к предмету проверки;

- превышение установленных сроков проведения проверок;

 -  непредставление акта проверки; 

- участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Постановление от 06.07.2020 г. № 87 «Об утверждении порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Скачать (формат - .docx)

Предоставление финансовыми организациями (в том числе, банками) – партнерами участников Национальной гарантийной системы (НГС) кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям) с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников НГС;

·Привлечение специализированной финансовой организацией средств в рамках сделок секьюритизации, обеспечиваемых гарантиями и поручительством участников НГС;

·Обеспечение гарантиями и поручительством участников НГС обязательств субъектов МСП (в денежном эквиваленте), исполняемых ими по заключенным по результатам закупок договорам и контрактам;

·Предоставление уполномоченными банками Корпорации МСП кредитов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП;

·Предоставление субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП кредитов АО «МСП Банк»;

·Предоставление поручительств и гарантий по биржевым облигациям, размещаемым субъектами МСП.

Развитие дополнительных форм гарантийной поддержки субъектов МСП реализуется за счет создания новых гарантийных продуктов Корпорации МСП, обеспечивающих доступность лизинговых, микрофинансовых и факторинговых операций для конечного получателя – субъекта МСП, а также за счет развития инфраструктуры поддержки субъектов МСП – лизинговых, микрофинансовых и факторинговых организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг субъектам МСП.

Минэкономразвития России при участии АО «Корпорация «МСП», выполняющего функции бэк-офиса, реализуется программа субсидирования процентной ставки (8,5%) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 (Программа субсидирования).

Областной закон Ростовской области от 13.05.2008 N 20-ЗС (ред. от 24.04.2020, с изм. от 28.04.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области" (принят ЗС РО 22.04.2008). Скачать (формат - .rtf)

Областной закон Ростовской области от 13.05.2008 N 20-ЗС (ред. от 24.04.2020, с изм. от 28.04.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области" (принят ЗС РО 22.04.2008). Скачать (формат - .rtf)